Первые образцы этой удивительной краски Павел
Смирнов (химик-биолог по образованию - выпускник Вологодского
педуниверситета) получил в своей домашней лаборатории в 2009 году. Как
вспоминает Павел, три года он жил в состоянии постоянного поиска.
Повсюду в квартире стояли банки и склянки с химическими веществами,
пузырьки с образцами краски... Сохнущие образцы рядами лежали на столе,
на шкафу, на подоконнике, на полу, на балконе - везде!
- Я увлекался живописью и писал абстрактные
картины, - рассказывает художник. - В поисках новых эффектов стал
добавлять в краску разные химические вещества - списанные реактивы.
Однажды обнаружил странные вещи: капли краски, набрызганные на
поверхность холста, сами по себе каким-то образом превратились в
крохотные деревья - дендриты (разветвленные древовидные кристаллы). Я
заинтересовался этим явлением, стал искать в литературе информацию,
начал экспериментировать с веществами, но повторить эффект долго не
удавалось.
За три года Павел провел тысячи опытов, и они
привели к рождению красящего вещества нового типа - «умной» краски,
которая рисует то, что заложено в ее химической формуле. Сегодня краска
Смирнова уверенно «рисует» дендриты трех цветов - красный, синий,
зеленый.
- Это кажется невероятным, но дендриты во время
роста ведут себя, как настоящие живые существа, как живые растения! -
говорит художник. - Рост дендрита из капли очень похож на рост дерева из
семечка. Сначала из круглой капли краски выпячиваются тоненькие корешки
и веточки, они быстро растут и превращаются в длинные ветви. Дендриты
стремятся захватить максимальное пространство, но при этом не
конфликтуют: если ветви дендрита приближаются к другим ветвям, то их
рост ослабевает и прекращается. Во время роста дендриты словно чувствуют
друг друга и избегают столкновения, огибая занятую «конкурентом»
территорию.
Созданные вологжанином дендриты относятся к
малоизученным структурам - фракталам. Их впервые описал в 1975 году
французский ученый Бенуа Мандельброт, увидев в природе общий принцип
самоповторения и саморазвития. Сегодня виртуальные фракталы очень хорошо
известны математикам и программистам, но о физических рукотворных
фракталах известно очень немного.
- Химики знают, как вырастить «деревья» из меди
или серебра в пробирке с раствором соли, но это сложный лабораторный
опыт. И результат его - хрупкие дендриты: дунь на них - рассыпаются, -
говорит Павел. - Художникам тоже известно о дендритах: если положить на
сырую краску лист бумаги и резко оторвать его от краски, то на
поверхности картины будут образовываться дендриты. Этот способ
называется фрактальной монотипией. Но он всегда непредсказуем. Я же
изобрел краску для создания дендритов прямо на поверхности картины.
Капнул каплю на подготовленное полотно - получи гарантированный дендрит!
Это принципиально новые возможности для художников.
Во что может вылиться это изобретение нашего
земляка? Известно, что изобретение масляной краски в средние века дало
мощный толчок для развития живописи в Европе, а изобретение
быстросохнущей акриловой краски сделало живопись общедоступной.
Любопытно, что «акрил» изобрели более ста лет назад, а масляные краски -
шестьсот лет назад. С тех пор состав этих красок принципиально не
менялся, и не менялись их свойства.
- Появление фрактальной краски с ее особыми
свойствами откроет новую страницу в истории искусства и даст начало
новым стилям, - считает Павел Смирнов. - Моя краска рисует «деревья», но
уверен, что можно изобрести смеси, которые смогут рисовать «волну»,
«спираль» или даже «лист папоротника». Новые краски расширят возможности
художников и сделают занятия творчеством еще интереснее.
Это очень увлекательно - наблюдать за красками,
которые живут своей жизнью. Ты кладешь несколько капель краски на лист и
наблюдаешь, как капли начинают расти и бороться за территорию.
Быть первопроходцем непросто, и Павел Смирнов
понял это на собственной шкуре. Экспериментируя с чудо-краской, художник
создал коллекцию картин-миниатюр с рукотворными дендритами и поехал с
ними в Москву в картинные галереи.
- Я показывал свои картины искусствоведам, и они
изумленно разводили руками - таких эффектов никогда не видели, - говорит
изобретатель. - Показывал дендриты химикам - они спрашивали меня: «А
как это делается?» Всем хотелось узнать рецепт, но помогать никто не
спешил.
В одной из московских галерей на «Винзаводе» (известный центр современного искусства) сказали честно:
- Парень, у тебя получаются красивые эти штуки.
Но как их называть? Тому, что ты делаешь, в русском языке даже названия
нет! А нам что прикажешь под твоей картиной написать? Что это за стиль?
Скажи двумя словами, а еще лучше - одним. И понятным.
Картины Смирнова и техника их исполнения
оказались настолько отличны от всех других известных стилей, что встал
вопрос: как назвать новый стиль? С легкой руки одного из друзей автора
открытие назвали «Дженуин» - от английского слова «genuine», что в
переводе означает «неподдельное». Форма дендритов очень сложна и никогда
не повторяется, поэтому чудо-краску можно использовать для создания
картин, которые практически невозможно подделать.
В поисках упоминания о фрактальных красках Павел
прошерстил Интернет и кучу литературы, но не обнаружил ничего похожего.
Возможно, вскоре Вологодчину будут знать не только как родину
вологодского масла, кружева и Деда Мороза, но и нового слова в живописи -
«живой» краски от Павла Смирнова. Причем вологжанин нашел эти краски в
мире, где уже практически нечего открывать.