Биография из "Первого женского календаря" за 1901 год.
Орфография сохранена.
Е.М. Бёмъ, урожденная Эндоурова, родилась въ С-Петербургъ въ 1843 году, но дѣтство провела въ деревнѣ родителей своихъ, Ярославских помѣщиковъ.
Любовь къ рисованію проявилась у ней очень рано, хотя руководителей въ этом никаких не имела, живя въ деревнѣ. Рисовала преимущественно человѣческія фигуры и животных. Въ письмах къ своим сверстницам въ Петербург молоденькая Е.М. посылала часто свои наброски, и вот эти-то неумѣлые рисуночки, попав въ руки людей понимающих и нашедших въ них признаки дарованія, были причиной ея переселенія въ Петербург, къ родственникам—генералу Алексѣю Афиногеновичу Ильину, собственнику извістнаго Картографического заведенія,—съ целью посѣщать рисовальную школу Общества Поощренія Художествъ.
До того, она никогда не иміла, приватныхъ уроковъ, да и въ школу поступила лишь 14 летъ. По части ученія она была всего более подъ вліяніемъ Ив. Ннк. Крамскаго (преподавшаго въ Школв Общ. Поощр. Худ.); къ нему, и но окончаніи курса Школы, она всегда обращалась за советами, и постоянно показывала ему свои лѣтнія работы.
Зa этюды животныхъ, карандашомъ и акварелью, выставленные въ Академіи Художествъ, она получила въ 1870 г. большую поощрительную медаль, а раньше того, въ 1865 г., серебряную медаль отъ Общества Поощренія Художествъ.
Годы, проведенные въ Школе Общ. Поощр. Худож., оставили по себе самыя свѣтлыя воспоминанія въ памяти Ел.М., не говоря уже о пользе.
Главная деятельность г-жи Бёмъ началась съ 1875 года, когда она предприняла цѣлый рядъ изданий силуэтовъ изъ дѣтской и народной жизни. Силуэты эти литографировала сама Ел.Мерк., въ заведеніи А. А. Ильина, а также въ Экспедиціи Заготовленія Государственныхъ Бумагъ.
Съ тѣхъ пор она постоянно совершенстововалась, и съ каждымъ годомъ пріобрѣтала все болѣе свободы, граціи и вѣрности въ своихъ милыхъ дѣтскихъ сценахъ.
Первое ея изданіе было озаглавлено просто „Силуэты" 1875 и состояло изъ 12 листовъ. Второе - "Силуэты изъ жизни дѣтей", 1877. Уже и предыдущая серіи заключала много разнообразія, граціи и красивости въ дѣтскихъ позахъ и группахъ, но вторая во многом превосходила ее, начиная уже съ изображенія сюжетовъ.
Тут были такія изящный и остроумные вещи, какъ напримѣръ "Будущіе великіе люди":
будущій архитекторъ деликатно и осторожно громоздитъ домикъ изъ кубиковъ;
будущій скульпторъ лепитъ болванчика изъ снѣга, сунувъ ему пучекъ розокъ въ охапку и нахлобучивъ на голову собственную шапочку;
будущій живописецъ рисуетъ на бумагѣ, разложенной на полу, портретъ своей мохнатой собаченки;
Другой такой-же прелестный листъ представлялъ будущихь „мамашей":
одна будущая хозяйка цѣдитъ себѣ воду изъ самовара, въ чашку, премило ставъ на цыпочки,
другая кокетничаетъ, съ перышкомъ на головѣ, передъ зеркаломъ, и въ это время не только книга, но и кукла валяются у ней на полу;
третья заботливо и аккуратно укладываетъ куколку въ постельку;
четвертая съ милою прилежностью читаетъ книжку на своемъ учебномъ столикъ, наклоняясь къ нему съ неподвижной скамейки.
Въ этой ее тетради есть наши „Будущіе герои": моряки, кавалеристы, пѣхотинцы, съ ружьями, лоточками и стуломъ вмѣсто лошади; наши Бѵдущія театральные знаменитости": трагики, комики, пѣвицы, танцорки и т.д."...
Въ 1878 году г-жа Бёмъ выпустила „Басни Крылова", 12 листов?, дожду . которыми всего оригинальнѣс и ' характернее были: : пьяный „ІІоваръ", патетично, но пошатываясь, проповѣдующій коту, пока тот? гложет? объѣдкн пирога; „Госпожа и днѣ служанки"—.истинно русская картинка нзъ стараго помѣщнчьяго быта, съ антипатичной старухой-помѣщнцой, старой высохшей корьгойіи съ двумя хорошенькими горничными изъ крестьянок?, зѣвающими съ досадой сіі прям! въ ротъ, когда она ихъ рано буднтъ; „Разборчивая невѣста"— картинка опять очень русская и типичная; наконец?, „Гребень"—одна изъ совершешіѣйшихъ композпційг-жи Бёмъ, по выражении разсержениаго мальчика, которому частым? гребнем? взъерошили волосы, него старой няни, въ очкахъ, которая уговаривает? его; это—все малень-кая, чудесный картинки нашего націоиальнаго жанра".
Въ четвертой тетради, изданной въ 1879 году, опять под? названіемъ „Силуэты", и содержащей 12 листов?, дѣйствіе происходит? исключительно въ деревнѣ. Нѣтъ больше барышень, богатых? и элегантных? платьиц?, бархатных? курточек? и панталончиков?, однѣ только бѣдныя юбочки и рубашонки, босыи ребячьи ножки, дряшіыя башмаки и сапоги, нлохіе картузы, поминут-ная комнаиія иѣтуховъ и куръ, сосѣдство телятъ и козъ, амбары, поля, корыто, ведро, цыплята и деревен-скія нищенки. Но эти капольныя дѣвочки, ревущія бла-гииъ матомъ, потому что не умѣютъ перейти но бревну через? ручеекъ, какъ старшая сестрица, пошатыва-ющаяся п растопырившая пальцы маленькой своей ла-дони; эти кудрявые мальчики, удящіе рыбу съ островка; отн ребятишки, пріютившіеся отъ ливня под? деревом?, или кормящіѳсвоих? куръ—псе это изящной прелестно.
Пятая тетрадь, изданная въ 1889 году, тоже еще разъ под? названіемъ „Силуэты"—12 листов?, пред-ставляла, въ нротивроложность предыдущей тетради, все только городских? „барышень", маленьких? дворян-ских? дѣвочекъ (мальчиков? на этот? разъ вовсе нѣтъ) среди ихъ игр? Ii заиятін. Грацін и красивости в > всем? этомъ необыкновенно много, начиная съ заглавнаго листа, гдѣ четыре дѣвочіш и одна ихъ собачка, стояіція каждая на одной пзъ букв? слова „ІІирогъ", образуют? точно лѣстницу, поднимающуюся къ послѣдной, верхней буквъ ъ.
на которой, нрджавъ ножки, премило сидит* еще одна дѣвочка, н что-то ѣстъ ложкой съ блюдца.
Въ 1881 гооу г-жа, Бёмъ издала . „Народную сказку о рѣшсѣ". (8 листов*), полную комизма, правдивой вью разительности и изящества, и иллюстрировала иовѣсть г-жи Днненскоіі: „Боре и трудъс.« ((} листов*). В* этих* цослѣдннхъ являются, но большей части, уже все дѣ-вочвд лѣтъ 14—15; тѣ, что,I,с*, гордоатью.начинают* уже носить платьица нодтиннѣе, почти до полу; такіе же милые субъекты являются .у« г-жи Нем* и я* ея иллюстрациях* к* „Разсказъ дочери моей", Булыг, из-данным* г-жею ІІассек*. ,
Въ 1882 году, г-жа Бёмъ иллюстрировала разсказъ г-жи Куликовой: „Шарик*" изданіе С.11.Б. Фребелев-екаго Общества), гдѣ на сцѳнѣ являются барчата н крестьянскія дѣти вмѣстѣ, ц наконец*, издала „Из* деревенских* восномннанш" (10 листов*); Тут* снова все только одни крѳстьяііскін малѳдькія дѣти насценѣ. Эта послѣдняя тетрадь—одно изъ самых* удачных* и гра-ціозпых* прошшоденііі г-жа Бёмъ несмотря на то, что лдѣсь больше, чѣмъ когда-нибудь прежде, дѣтоіі самаго маленькаго возраста, и что эти дѣтн изъ крестьянских* изб*. Прелестна картинка на заглавном* лиетѣ: сама г-жа Бёмъ, сидящая на складном* стулѣ, въ полѣ и рису ющая съ натуры, среди удивленной и любующейся толпы деревенских* мальчиков* и дйвочек*. Купаю-щаяся въ рѣчкѣ крестьянекія дѣти, крошечный ребено-чек* въ рубапіонкѣ, безъ страха нодлѣ пасущейся у изгороди деревенской лошади, цѣлое семейство дѣтеіі, идущее домой с* работы, среди ржанаго ноля, ребенок* у воза съ тощими снопами, бссѣда капельных* ребяти-шек* иод* навѣсом* и -т. д.—все это нрелестныя жем-чужинки. Г-жа Бёмъ просто неистощима въ своих* иллю-страциях* крестьянская) н барскаго дѣтскаго міра, у лея всякііі разъ пропасть новаго—позъ, двнженін, дѣт-с к ихъ радостей, печалей, нспуговъ, торжества, сердито-стей, наивностей и любвей, и почти вездѣ вѣрпымн товарищами и друзьями дѣтей являются мнлыя собачки и. котята, съ безконечио разнообразными позами, граціей, шалостями и капризами. Надо желать, чтобы г-жа Нем* долго еще продолжала свои чудесный „дѣтскія поэмы".
Гасиространеніѳ
произведенія Е. .Мерк, имѣлн боль-
шое, какг. въ Россін, такъ и заграницей (въ томъ числѣ въ Бельгіи н въ Сѣверной Америк!,). Изъ снлуэтовъ-нортретовъ всего бол te успѣха имѣлъ пор-трета Рубинштейна, который выдержал т. несколько изданій и неоднократно перепечатывался въ разныхъ журналах!,, нашихъ и иностранных!,. Сказка „Рѣпка" н „Изъ детской жизни"—появились и въ американ. журн.
На выставкѣ въ Чикаго (1893 г.) Ел. Мерк, были присуждены художнице 4 медали: за акварели, за изданія силуэтовъ, за вѣера и за стекло. Въ 1888 г. Е. М. получила большую серебр. медаль на „Grand Concours International des Seien ces et dé l'Industrie", въ Брюсселе, и золотую медаль—изъ Америки (Atlanie Georgia). На „Печатной выставкѣ" въ С.-Петербургѣ она получила почетный отзывъ, н такой-же, на Ниже-городской выставкѣ 1896 г. На Парижской Всемірной выставке 1900 г. она тоже получила почетную награду за стеклянные художественные предметы, покрытые русскими народными узорами и изображениями.
Хрустальные разноцветные, и съ золотыми и се-ребряными орнаментами предметы (сосуды, вазы, су-леи, ковши, братины, солонки, фляжки, стаканы н проч.), но рисункамъ Е. AI. изготовляются на Дядьковскомъ заводе Мальцевых!,. Въ настоящее время, Ел. Мерк, силуэтовъ бодѣе нернсуетъ, такъ какъ зрѣніе не позво-ляете,, и потому исключительно работаете, акварелью.
Въ лицѣ Елизаветы Меркѵрьевны мы впднмъ жен-щину, получившую правильное художественное обра-зрваніе и, какъ результате, такого серьезнаго отноше-пія къ дѣлу, крупный успѣхъ. А далеко ли то время, когда за женщиной и въ этой области не признавали творчества? Жюль Симонъ, въ своей кннгѣ „Работница въ Европе", жалѣегь женщинъ за тяжелое ихъ поли-жете, но въ то же время, съ сокрушеніемъ, заявляете,, что онѣ лишены совершенно творчества, и на фабри-ках!, не могутъ занимать прибыльный места, гдѣ тре-буется композиція рнсунковъ, и ouf. должны лучшін мйста уступать мужчннамъ не зависите, ли и въ этой области цроявленіе таланта и способностей отъ серьез-наго систематпчоскаго изученін п не есть ли противо-положное результате, диллетанства.