В туманном Альбионе фарфоровое производство началось значительно позже, чем в других странах Европы.
В 18 веке изготовляли фарфор из мягкой пасты. Такой фарфор еще называют художественным.
Именно в Англии были изобретены еще два типа мягкого фарфора, кроме гладкой пасты.
Он производится из смесей стекловидных веществ, содержащих песок, селитру, морскую соль, соду, толченый алебастр. При плавке к этой массе добавляется мергель, который содержит гипс и глину. По сравнению с твердым фарфором — мягкий прозрачнее, его белизна значительно более нежная. Твердая паста — это смесь каолина и полевого шпата, или фарфоровой глины и полувыветренного гранита.
Мягкая паста для фарфора была изготовлена во Флоренции в 1575 году, и позже — во Франции в конце 17 века, в Руане. Это открытие позволило французам производить великолепный фарфор.
Англичане начали изготавливать фарфор довольно поздно по сравнению с остальной Европой. Несколько английских фабрик использовали гладкий тип мягкой пасты.
В поисках новых рецептов пасты, в Англии были придуманы два других типа мягкого фарфора. В одном из них был использован мыльный камень, а в другом -- костная зола.
Следовательно, сейчас имеется три вида английского фарфора -- гладкий, мыльный и костяной.
Майолика — изделия из обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью. После первого обжига будущий сосуд покрывается белой эмалью, потом поверх сырой эмали наносят рисунок, и изделие повторно обжигают. Техника майолики позволила применять разные краски для производства фарфора. В Европе были особенно популярны желтые, оранжевые, зеленые, бирюзовые, синие цвета. У таких изделий разнообразное художественное оформление.
Английские керамические изделия стали производиться в промышленных масштабах с конца семнадцатого века. Лучшие из Стаффордширских белых изделий из керамики были сделаны между 1720 и 1760. Стаффордшир был также центром кремового фарфора, — это очень популярный вид керамики из Девонширской белой глины, смешанной с сожженным кремнем.
В 1754 английский гончар Джошуа Веджвуд начал экспериментировать с цветным кремовым фарфором. Он построил собственную фабрику, но часто работал с другими производителями. Он производил красные керамические изделия; неглазурованные черные керамические изделия; и веджвуд — керамические изделия из белой глины, окрашенной с добавлением металлических окисей. Веджвуд был обычно украшен портретами или греческими классическими сценами.
В Англии, как и повсюду, знать и богачи предпочитали фарфор, в качестве и обычной посуды, и предметов украшения. Именно Джозайя Споуд усовершенствовал состав английского «костяного фарфора», который представлял собой мягкий фарфор с добавлением жженой кости (для придания ему твердости). Именно на фабрике Споуда в 1846 был изобретен знаменитый париан. Это твердое фарфоровое тесто в состоянии бисквита использовалось для создания неоклассических статуэток викторианской эпохи.
Старинная стаффордширская керамика 17 в. с соляной глазурью появилась в результате тщетных усилий воспроизвести восточный фарфор; однако Англия в целом избежала этой мании, которая вначале побуждала европейцев стремиться к раскрытию секрета твердого фарфора, а позднее – к копированию мейсенских изделий. Возможно, благодаря широкой торговле, а также доступности иноземных керамических изделий, только в середине 18 в. английские производители попытались скопировать французскую мягкую пасту. Сделанный в Челси в 1743 кувшин Коза и пчела является первым датированным образцом английского фарфора. Английский костяной фарфор, оригинальный по своему составу, поначалу украшался совсем не оригинальным декором, скопированным с китайских, мейсенских или севрских образцов. Английская керамическая пластика также следовала моделям континентальной Европы; однако привязанность англичан к природе и цветущим кустарникам вдохновила керамистов на щедрое использование этих мотивов и позолоченных, раскрашенных и лепных деталей, которые почти полностью скрывали сами статуэтки.
Среди главных английских фарфоровых производств, возможно, первым был завод в Боу, основанный в 1744 и известный своими статуэтками; некоторые из них представляли олицетворение Британии, несущей на своем щите флаг Соединенного Королевства. К 1760 на заводе в Боу, построенном по образцу китайской мануфактуры в Кантоне (Гуанчжоу), были заняты 300 рабочих. В 1766 Уильям Дьюсбери купил производство в Боу и перенес его в Дерби вместе с приобретенными им мастерскими Челси. Фабрика в Челси была открыта в 1747; на ней производился стекловидный фарфор, который заметно улучшился к 1758 и стал напоминать французские изделия Шантийи или Сен-Клу. Статуэтки фабрики Челси напоминали персонажей Буше; изящные тарелки, расписанные изображениями английских пейзажей или цветов, прелестные игрушки и баночки для духов с декоративными фигурками производились в большом количестве. Мануфактура в Дерби, открытая в 1750, позднее стала третьим заводом Дьюсбери. На ней изготавливались бисквитные статуэтки, популярные в период моды на неоклассику. В 1811 завод Дерби приобрел Роберт Блур и стал имитировать в большом количестве японские изделия «имари», благодаря которым он хорошо известен до сих пор.
Знаменитый завод в Вустере был открыт в 1751; его обеденные сервизы и крытые вазы, украшенные изящными виньетками, были популярны до конца 18 столетия, когда его продукция увеличилась по количеству, но ухудшилась по качеству.
На протяжении всего 18 в. продолжала процветать торговля керамикой. Импортировалось огромное количество разносортного китайского фарфора, сделанного на экспорт и украшенного в европейском вкусе. Его привозили в Лоустофт и затем стали ошибочно называть по имени этого порта. Импортные китайские изделия потеснили фарфор, который в небольшом количестве производился в собственных печах Лоустофта.
Фабрики по производству фарфора и керамики в Англии:
ВУСТЕР (англ. Worcester), английский фарфор, получивший свое название от фабрики в Вустере, основанной в 1751 году.
Первыми изделиями Вустера были изделия из мягкого фарфора — соусницы, небольшие блюда, чайная и кофейная посуда. С конца 1750-годов Вустер стал специализироваться на перенесении оттиска с гравюр, литографий, рисунков на фарфоровую поверхность. Пионером этой техники стал гравер Р. Хэнкок, большинство оттисков были в подглазурном голубом тоне. Сюжетами вустерского декора были птицы, цветы, фарфор часто украшали портретами королей, например, Фридриха Великого.
Кроме монохромных изделий, Вустер выпускал полихромный позолоченный фарфор в восточном стиле. В 1760-е годах в вазах, корзиночках, кувшинах, чайниках Вустера, в которых чувствовалось значительное влияние севрского фарфора, преобладал темно-синий цвет, но использовались и желтый, красный, бирюзовый, зеленый цвета. Другой характерной чертой Вустера являлся утонченный декор в китайском и японском стилях (преимущественно имари).
В 1783 году фабрику приобрел Т. Флайт, который переориентировал производство на изделия в стиле неоклассицизма. С 1793 года его сыновья стали владеть фабрикой совместно с Т. Барром, и фабрика в Вустере стала называться «Флайт и Барр».
В период английского ампира на фабрике выпускались изысканные образцы утонченных форм, украшенные яркой позолотой, великолепной живописью. В этот период на фабрике работали выдающиеся художники Т. Бакстер, Дж. Пеннингтон.
В викторианскую эпоху Вустер занимал лидирующее положение среди производителей фарфора. Огромным вкладом в развитии керамики стал вустеровский «ювелирный» декор — изображения жемчужин, драгоценных камней. В это время выпускались паросские изделия, имитации лиможского фарфора, изящные статуэтки.
В 20 веке предприятие процветало, выпуская высококачественный фарфор. С 1989 года фабрика является структурным подразделением фирмы «Порселейн и Файн Чайна Компаниз».
СПОУД английский фарфор, получивший свое название по имени владельца фабрик Дж.Споуда-старшего (Spode; 1754-1827), где он изготовлялся, а также сами керамические фабрики Споуда, находившиеся в графстве Стаффордшир.
Споуд-отец в 1760-е годы основал одну за другой керамические фабрики в Шелтоне (1761) и в Стоук-он-Трент (1764). Будучи удачливым предпринимателем, он наладил производство относительно дешевых кремовых и жемчужных изделий.
Споуду-сыну принадлежит первенство в разработке знаменитого костяного фарфора, который стал основным видом английского фарфора в 19 веке. Привлекательные изделия из него очень хорошо расходились и принесли большие прибыли хозяину.
В первой половине 19 века Споуд, по-прежнему делая упор на более дешевое производство, выпускал несложной формы, но элегантную посуду в стиле английского ампира. Неприхотливый декор этих изделий — скромные пейзажи, сцены из сельской жизни, полевые цветы был также обусловлен массовым производством.
На фабриках Споуда постоянно внедрялись какие-нибудь новинки, одной из которой была полученная в 1813 году новая форма каменной массы — каменный фарфор Споуда. Изделия из него украшали голубые оттиски с рисунков и полихромная роспись в восточном стиле.
В 1833 году фабрика перешла к другим владельцем, но название фарфора Споуд осталось. В 1840-е годы был получен «статуарный» фарфор и «паросский бисквит», которые составили славу искусства керамики викторианской эпохи.
ЧЕЛСИ, английский фарфор, получивший свое название от фарфоровой фабрики, основанной в середине 1740-х годов в Челси (Chelsea; на юго-западе Лондона). Это была первая среди английских мануфактур, начавшая выпускать настоящий фарфор. Первыми изделиями Челси были кремовые кувшины в форме двух козочек, поддерживающих сосуд с цветочным узором, участником композиции иногда становилась пчела. Некоторые из этих кувшинов, называвшихся «козочка и пчелка», датируются 1745 годом, что непосредственно указывает на время выпуска первого английского фарфора. В отличие от других фарфоровых фабрик Челси не слишком преследовала коммерческую выгоду, предпочитая создавать красивые вещи из мягкого фарфора, хотя и непригодные для каждодневного пользования из-за своей хрупкости, но весьма привлекательные. Такую возможность Челси предоставляли богатые покровители самых знатных родов, поэтому на многих ее изделиях лежит печать изысканности и аристократизма. Фирменным клеймом Челси был рельефный якорь, по которому можно было определить, к какому периоду Челси относится данное изделие (например, поднятый якорь, красный якорь).
Удивительно стилевое разнообразие выпускавшегося в Челси фарфора — изделия в стиле какиэмон, рококо, мейсенского фарфора. Но больше всего поражала неожиданная форма оригинальных изделий Челси — супницы в форме курицы с цыплятами, кролика, рыбы, арбуза, подсолнуха, артишоков, блюда с фантастическим растительным орнаментом. Челси специализировалась также на выпуске изящных флаконов для духов, табакерок, коробочек для булавок, бонбоньерок. Эти изделия сразу же становились коллекционными раритетами. В 1769 году Челси была продана и слилась со знаменитой фабрикой Дерби. В 1784 она окончательно закрылась.
ДЕРБИ, английский фарфор, выпускавшийся на основанной в 1750 году фабрике в Дерби (Derby; графство Дербишир).
С середины 1750-х годов, когда владельцем мануфактуры стал Уильям Дьюсбери, в Дерби стали выпускать столовую посуду в стиле Мейсена и Челси. Блюда, соусницы, супницы, вазы украшались орнаментом из цветов, фруктов, птиц, насекомых, изображения которых были настолько искусны, что казались живыми.
В 1769 в Дерби влилась Челси, и этот тандемный период ознаменовался выпуском в огромных количествах фигур в стиле шинуазри и рококо — пастухов и пастушек, мифологических богов и богинь, диких животных.
С конца 1780-х годов изделия Дерби стал определять неоклассицизм, появился эмалевый пастельный фарфор с изображениями пейзажей, морских сцен.
Для изделий самого конца 18 века была очень характерна роспись роскошными цветами, которые украшали обод тарелок и блюд.
Период английского ампира внес свои коррективы в декор Дерби — в этом стиле работал известный художник-керамист Уильям «Квакер» Пегг.
В первой половине 19 века выпускались красочные с позолотой изделия в стиле имари, которые пользовались большим спросом. Но в 1848 году после смерти своего последнего владельца фабрика закрылась.
В течение второй половины 19 века в Дерби было основано несколько других фарфоровых фабрик, самой крупной среди которых была Королевская фарфоровая компания Дерби, в настоящее время являющаяся структурным подразделением керамического завода Доултона.
ДОУЛТОН (англ. Doulton), английская керамика (фаянс), получившая свое название по имени владельцев керамических фабрик в Ламбете (на юге Лондона) и в Берслеме (графство Стаффордшир) Дж. Доултона и его сына Г. Доултона (1820-1897).
Первоначально Ламбетская фабрика, основанная в 1815 году, выпускала из каменной массы безыскусные и относительно дешевые аптекарские кувшины, бутыли для вина, фляжки для воды, популярные коричневые кружки, покрытые соляной глазурью.В середине 19 века Доултон-младший наладил промышленный выпуск керамической сантехники, простых белых облицовочных плиток. Но Доултон не мог удовлетвориться производством простой керамики и стремился наладить выпуск подлинных произведений декоративного искусства.
В конце 1860-х годов Доултон основал знаменитую впоследствии «Студию художественной керамики», в которой студенты занимались созданием «штучных» изделий с декором не по шаблону. Студия постоянно разрасталась, к 1880 году там работало свыше 200 человек. Студийцами были созданы новые материалы, использовалась самая различная техника, переосмыслялись исторические стили. Среди членов студии самыми одаренными были Дж. Тинуорт и Ханна Барлоу, мастер анималистической скульпуры.
В 1877 году Доултон приобрел в Берслеме фабрику, где развернул выпуск художественной керамики. «Студия художественной керамики» просуществовала до 1956 года. В настоящее время Доултон является крупнейшим производителем керамики в Великобритании. Произведения художественной керамики Доултона оцениваются весьма высоко и охотно приобретаются коллекционерами. Богатейшие коллекции уникальных изделий Доултона собраны Полом Гетти, Джоном Пирпонтом Морганом, Ричардом Уоллесом.
МИНТОН (англ. Minton), английская керамика (фаянс, фарфор, майолика), получившая название по имени основателя керамической фабрики в Стоук-он-Трент (графство Стаффордшир) Т. Минтона (1765-1836), а также сама фабрика.
В 1793 году Минтоном-отцом была основана фабрика, которая после его смерти в 1836 году перешла к сыну Г. Минтону, именно при нем предприятие стало одним из ведущих центров производства высококачественных керамики, фарфора, изразцов в эпоху викторианской Англии.
В первой половине 19 века фабрика выпускала непритязательную столовую посуду из керамики, мягкого фарфора, а также костяного фарфора, имевшую тем не менее большой спрос. Но как незаурядный предприниматель Минтон понимал, что рынок требует постоянного обновления. Он сумел привлечь для работы у себя на фабрике талантливых дизайнеров не только среди своих соотечественников, но и из Франции. Они работали сплоченным коллективом, воплощая идею Минтона, состоявшую в гармоничном сочетании технического совершенства и высокого художественного уровня изделия.
Во второй половине 19 века своего расцвета на фабрике Минтона достигло производство изразцов, которое превратилось в целую индустрию. Минтоновскими изразцами облицовывались стены соборов, домов, домашнего интерьера, особым успехом пользовались изделия с оттиснутым рисунком и росписью.
В 1840-х годах Минтон освоил выпуск «паросской» керамики, имитирующего мрамор неглазурованного фарфора для создания скульптуры. Приглашенный Минтоном в 1849 году французский керамист Л. Арну занял пост «художественного» директора, на котором проработал почти пятьдесят лет. При его активном участии выпускались инкрустированная керамика, полные изящества изделия в стиле лиможского фарфора, яркая цветная майолика, впервые показанная на Международной выставке в 1851 году и сразу же завоевавшая популярность.
После смерти Минтона в 1858 году фабрика перешла к его племяннику К. Минтону Кэмпбеллу, чрезвычайно увлеченному восточным декором и интенсивно внедрявшему его на фабрике. В 1870 году он создал студию художественной керамики в Лондоне, которой руководил замечательный художник В. Коулмен, сумевший объединить профессиональных дизайнеров и художников-любителей. Работы студии ценились очень высоко, к сожалению, после пожара студийного здания в 1875 году детище Минтона распалось.
С начала 20 века Минтон стал выпускать дорогостоящие, но чрезвычайно красивые изделия из майолики в стиле «ар-нуво». В настоящее время Минтон является частью керамического предприятия Доултона.