Марийский женский свадебный костюм


Этот оригинальны женский свадебный марийский костюм - экспонат Бирского исторического музея.

 

Костюм состоит из рубахи (тувыр). Ее верхняя часть туникообразная, а низ имеет широкий подол и состоит из нескольких полотнищ, причем на подол нашита оборка из цветной фабричной ткани. Вышивки на рубахах восточных мариек было значительно меньше, чем на рубахах луговых мари. Использование в костюме фабричных тканей и заимствования некоторых элементов от соседей – башкир и татар, существенно разнообразили костюм восточных мари, сделав его ярким и неповторимым.

 

Поверх рубахи надет ош шовыр – это один из важных частей свадебного костюма невесты. Это летний холщевый распашной кафтан со сборкой и оригинальной отделкой по низу. Аналогичной отделкой украшен также низ рукава.

 

Так невеста была одета до прихода к ней жениха на ÿдыр модыш, перед самым же приходом жениха, она надевала еще поверх и черный кафтан – пешмет или йылян, таким образом, показывая свой переход в новый статус. Второй тип кафтана отличает от первого цвет ‒ черный и качество ткани ‒ фабричная ткань. Стоит отметить, что порядок надевания невестой этих кафтанов повторяет очередность вхождения их в употребление. Так, белый холщевый кафтан — это исконно марийский вариант, а пестрый или однотонный появляется с распространением фабричных тканей и расширения контактов с тюркскими народами ‒ покрой и название передают это.

 

Как и мужчины, марийские женщины обязательно надевали холщевые штаны.  На ноги надеты характерные для народа мари лапти с укрепленным мыском.

 

В силу того, что традиционный покрой рубахи был туникообразный, широкое практическое и культовое значение имел пояс. Пояс и полотенце, очевидно имеющие историческую общность, означают соединение, протяженность, завязываемость. Поэтому в традиционном костюме восточных мари представлены поясные полотенца – шовыч и чоканÿштö, шиянÿштö. Одно из них невеста дарит будущему мужу, а другое оставляет себе и хранят до конца своих дней. Невеста вышивала полотенца в качестве подарков родне мужа, а также брала с собой в приданое, чтобы развешивать во время праздников в доме мужа, а также каждая молодая девушка в первый год проживания в новой семье должна была жертвовать полотенце в честь весеннего праздника пашни агавайрем. Таким образом, непосредственная связь полотенца и пояса прослеживается и сегодня. Невеста повязывает полотенца жениху и его дружкам так, чтобы концы его свисали как концы пояса. В данном значении поясные полотенца имеют охранительную и объединяющую функцию.

 

Обязательными атрибутами женского костюма являются украшения – головное (такия) и нагрудное (сога). Сога – это кусок ткани, украшенный чешуеобразно нашитыми монетами, бисером, пуговицами, позументом и бахромой, лентой, с двумя тесемками для завязывания на шее.

 

В качестве головного украшения женщины носили полусферическую шапочку — такию, входящую во многие традиционные костюмы народов Поволжья. Ее шили из холста, обшивали фабричной тканью. Передняя (видимая) его часть украшена оригинальными монетами, а то, что оказывалось под платком, расшито тонкими круглыми металлическими пластинками. 

 

Марийский женский головной убор в давние времена дополнялся платком (солык) сложенным по диагонали, надетым поверх такии и завязанным под подбородком. Так, в течение свадьбы марийская девушка меняла свой головной убор три раза: с девичьего (головная повязка или платок) на невестин (такия), и на убор замужней женщины. В иных семьях, в связи с тем, что не сразу надевали головной убор замужней женщины, женщины повязывали платок на повседневность, а свадебный убор — по праздникам. После рождения первенца (не имеет значения пол ребенка) женщине надевали другой головной убор  —  акай ( лит.- шымакш, рус.-сорока).Наш костюм также дополнен подбородочным украшением.

 

На сегодняшний день, когда играют свадьбу традиционного характера, цвета костюма невесты сохраняются традиционные (белое платье и кафтан, поверх черный кафтан). Материалы используют фабричные, легкие, орнамент вышивки цветочный. Участницы свадьбы приходят в традиционной одежде, подпоясанной передником (ончылак). Необходимо отметить, что подол платья восточно-марийской женщины испытал особую эволюцию. Если до середины XIX века он украшался геометрическим орнаментом, потом постепенно вышивка заменилась лентами, тканым узором и оборками. То в последнее время, вышивка стала возвращаться на подол марийского платья орнаментальными формами растительного характера, выполненного гладью – это стало одним из результатов интенсификации контактов с марийцами республики Марий Эл. Стало популярным носить платья из ярких, блестящих синтетических материалов с цветочной вышивкой. На голову повязывают фабричный платок.

 

Марийский национальный костюм претерпевает изменения, но даже в современный технологичный век он не теряет своей актуальности и популярности среди представителей народа мари. Все больше молодых людей надевают национальный костюм на свадьбы, праздники и торжественные мероприятия. Этому бережному отношению к своим корням другим народам следует поучиться.


Сохранить в свою соц.сеть:
Источник
Теги : костюм, винтаж, монеты, музей

Главная » Виртуальный музей антиквариата » Винтаж.

Просмотров : 1122 | 21-Апр-20 | Разместил: admin

Прокомментируйте свое видение

avatar


Гость
RSS | Регистрация | Вход
Добавить фото в Галереи

Добавить материал в Музей









Хостинг от uCoz